На собрании членов Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов КБР и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов и личных подверни (АККОР) республики критике подвергли министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарии Сергея Говорова.
Президент Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Зоя Аликаева назвала конференцию «вынужденной»:
- В 2015 мы обратились к новому министру сельского хозяйства Говорову с рядом предложений. Одним из пунктов было сделать требования для фермеров на получение господдержки четкими и понятными для любого. Но политика прозрачности и открытости Говорову сразу не понравилась. После этого он меня уже не принимал. В 2016 меня просто удалили из конкурсной комиссии, не сказав ни слова... В 2017 я еду на съезд фермеров — и меня вычеркивают из списков, о чем я узнаю уже в Москве. Это была работа Говорова. Через два дня я попала на прием к начальнику департамента минсельхоза РФ и в течение пяти минут по телефонному звонку была восстановлена в членах комиссии... Сегодня, кстати, я лично приготовила приглашения Говорову, замминистра Водахову, начальнику отдела финансов, экономики и господдержки Минсельхоза Кулаковой — тем, которые творят в Минсельхозе что хотят. Почему их нет?
Зоя Аликаева рассказала об опыте работы членом конкурсной комиссии Минсельхоза по предоставлению субсидий:
- Денежные средства, которые приходят в министерство сельского хозяйства КБР... Это примерно 800 млн, даже больше. Из них Говоров самолично выделяет только 80 млн на развитие сельского хозяйства КРС. Вы же понимаете как сельские люди, что стратегическим продуктом являются не сады и огороды, а именно мясо. Так вот, на него выделяется из общей суммы 10 процентов. А из этих 10 процентов - я не то чтобы национальный вопрос поднимаю - балкарцы получают 10 процентов. То есть из общего числа денежных средств они получают 1,3%...
Беспредел и безнаказанность Говорова и его людей не имеют никаких границ. Товарищ приходит на должность, убирает всех и ставит своих родственников, земляков... Кулакова - его бывший бухгалтер, замначальника отдела Штымов - бывший подчиненный... Но этого ему мало — теперь в комиссию включают 50 процентов работников Минсельхоза. Еще где-то пять-шесть человек из комиссии мы вообще не видели.
Я единственный член комиссии, который каждый день приходил туда, как на работу. И единственный член комиссии, который не имел пропуска. Это делалось специально, и я каждый день 15-20 минут тратила на то, чтобы подняться наверх. То есть если я пришла, то все знали, что я там и что надо прибрать.
Я официально заявляю, что все документы, которые вы сдаете, валяются в прямом смысле на полу в коробках у начальников департаментов в открытом доступе. Но некоторые лежат в кабинете у Кулаковой, Водахова под ключом. А в том кабинете, где мы могли проверять документы, сидела я и члены комиссии от АККОР - все. Как-то я у одного товарища спросила: «Вот у нас там 80 документов из двух районов. Я целыми днями сижу, голову поднять не могу. А вы 200 документов уже проверили... Но вы ни разу здесь не сидели...» Другие документы не смотрят вообще. Берут и смотрят только те, которые их интересуют..
Когда в 2017 меня заставил Минсельхоз России включить в комиссию, я увидела документы - штуки четыре, валявшиеся на подоконнике. Мне ответили, что это кооперативы. На развитие КРС по всей республике Говоров выделяет 80 млн, а на 4 кооператива - столько же. Я просмотрела эти четыре кооператива. И выяснила, что ни одной копейки они не заплатили государству. То есть у них нет документов о том, что они получали зарплату. Дальше я выясняю, что у них нет никаких оборотных средств. Ну, и самое интересное: все четыре кооператива по 129 федеральному закону являются несуществующими. Но я ничего не говорю, и мы едем смотреть эти кооперативы.
Один в Герменчике: два огромных фруктохранилища, которые построены за государственный счет, и третье фруктохранилище они хотят тоже построить за государственный счет. Я говорю, что надо третье строить на прибыль с тех двух фруктохранилищ. На что товарищи, очень агрессивно настроенные, спрашивают мою фамилию...
Дальше мы поехали в Лечинкай. Показывают зернохранилище, в котором собираются делать варенье. Я говорю: «А где вы здесь варенье будете делать? Вам, чтобы отапливать это помещение, надо миллионы платить». Кулакова начала бегать: «Она всегда придирается. Успокойтесь...»
В Каменномостском собрались делать бойню. Чистое поле- вы знаете, что у них должно быть 70% оборотных средств. Спрашиваю: «А зачем нам бойня? У нас что, столько скота, что нужно резать такое количество?» У нас, не дай бог, конечно, человек умрет - хорошую скотину выбрать тяжело.
И четвертый кооператив-мясокомбинат в каком-то закутке, где мясо неизвестного происхождения, а в трех метрах колбасу делают.
На второй день предлагают голосовать за кооперативы. Я встала и говорю: «Уважаемые члены комиссии, я хочу знать, за что вы голосуете. Мало того, что все четыре кооператива абсолютно нецелесообразны, они еще по 20-30 млн хотят. Еще и несуществующие...» Только угроза, что я пойду в прокуратуру и это так не оставлю, заставила отложить решение. Эти деньги перевели для КРС, и люди получили уже не 80 млн, а 130.
Месть Говорова была беспощадна. В последний день года должны были проголосовать по фермерам из Эльбрусского района, у которых были проходные баллы. Не знаю, с чего Говоров взял, что я из Эльбрусского района, но в 4 часа дня встает Кулакова и говорит, что у этих всех фермеров нет трех лет работы. Я объясняла членам комиссии, что они принимают незаконное решение, что я буду жаловаться в прокуратуру. Но 11 человек практически уничтожают Эльбрусский район. Где получали по 29-30 человек, дали всего 5-6...
По мнению Зои Аликаевой, в Кабардино-Балкарии «умышленно организовывается непропорциональное развитие сельского хозяйства»:
-Кандидатские диссертации защищают, что это неправильно, ненормально - сажать сады на землях, где должна расти пшеница, которая необходима для того, чтобы мы могли вырастить скот и кормить народ. Это стратегический продукт. А яблоки должны выращиваться на склонах, где неудобно конкретно заниматься сельским хозяйством. Но у нас вы понимаете, что творится. А знаете почему? Потому что Говоров с 280 тыс. субидии сделал 980 тыс. на каждый гектар. Есть люди, которые получают по 100 миллионов. И когда я начала требовать: «Выдайте реестр выделения денежных средств»,- у Жарикова глаза на лоб вылезли. Они не дают...
8 июля в интернете публикуется сообщение, что принимают документы по садам. А уже 11 июля выбирают400 млн. Спрашивается, каким образом в пятницу вечером, узнав о том, что только документы принимаются, в понедельник уже выбирают 400 млн? Тем более один документ нужно пять дней получать, вы же прекрасно знаете. Каким образом эти люди знают? Очень просто. Есть человек, который их обзванивает - своих людей...
Аликаева заявила, что многие получатели субсидий были незаконно подвергнуты уголовному преследованию:
- Более ста человек, по моим данным, осуждено. У них отобрали денежные средства, сделали их мошенниками по основанию, что у них якобы было ООО менее трех лет. Все это делается с подачи Минсельхоза. Я сделала за свой счет лингвистическую экспертизу положений законодательства... Ни о каких трех годах речи нет. Хочу, чтобы вы всем передали, кого знаете, кого осудили, что пусть идут, мы все соберемся... Они, бедные, не знают, что их незаконно осудили.
По словам Зои Аликаевой, 30 сентября она побывала на приеме у нового прокурора республики:
-Уже 2 октября следственный комитет, который мне всегда писал, что причин для реагирования нет, сообщил, что, оказывается, есть дискриминация фермеров, меня незаконно убирали из комиссии, и действия в отношении Эльбрусского района тоже незаконны... То есть какие-то подвижки есть. Будем надеяться, что мы себя будем чувствовать в нашей республике не быдлом, а гражданами, которые могут жить по-человечески и кормить детей.
Представитель АККОР КБР Казбек Кардангушев сообщил, что с участием Минсельхоза республики его незаконно отстранили от руководства организацией:
Потому что, по нашим данным, Кабардино-Балкария стоит на самом последнем месте по фермерам. У нас нет заводов, фабрик - все рухнуло, только сельское хозяйство осталось. И за счет его республика как-то по статистике выживает. А по сути скота нет у населения...
Если ты недоговариваешься в кавычках, тебе никаких субсидий не дадут. Такой коррупционной системы в Минсельхозе я никогда не видел, а я работал с 12 министрами. У нас единственный Минсельхоз, который сидит в администрации главы. В КНР, Осетии, Дагестане - везде они в отдельном здании. То есть доступны для народа. А тут ни один фермер туда не заходит. Звонишь: «По какому вопросу?» Если не нравится, тебя не пускают... Понятно, что Говоров доработал свое уже в республике. Надеюсь на то, что новый министр придет скоро и услышит народ... У нас один фермер из Кенже, Джаппуев уехал в Подмосковье.
Мы бились, чтобы ему дали полгектара земли для постройки фермы. Два года бились, ему ничего не дали. А у него корова в сутки давала 50-60 литров молока, он окончил в Москве Тимирязевскую академию. Вот такие люди от нас уезжают. А в Минсельхозе спят и этого не видят. Для них главное-это распил федеральных денег.
Присутствующие проголосовали за резолюцию, в которой содержится обращение к президенту РФ, полпреду в СКФО и главе КБР. В ней отмечается, что по ситуации в фермерском секторе КБР «стоит на последнем месте в России»: «В прошлом году начинающие фермеры получили всего по 395 тыс. руб, —и при этом заставили всех получателей создать одно рабочее место. В течение 5 лет по расчетам всех платежей фермер должен вернуть государству около 600 тыс. рублей. Это получается кредит под большие проценты. А грант - это стоимость двух фуражных коров. Семейные фермеры получили 1 млн 200 тыс. руб., тогда как в РФ начинающим фермерам в среднем выделяется 1 млн 800 тыс., а семейным хозяйствам-5-6 млн. В Северной Осетии - Алании начинающим фермерам дают по 3 млн, семейным -до 30 млн. В КЧР начинающие фермеры получают по 2-2,5 млн, семейные-5-10 млн».
Отмечается, что «в течение 2016-2018 годов на фермеров КБР возбуждено около 150 уголовных дел». Деятельность Говорова, по мнению авторов резолюции, направлена на раскол фермерского движения: «Каждые две недели проходят фермерские собрания, которые он раскалывает, натравливает друг на друга. Вся его работа за более чем 4 года заключалась в борьбе против фермерских объединений. Субсидии получают только избранные. Министр занят только распилом федеральных денег. Ему нет дела до вопросов пастбищ, страхования урожая, градобития и борьбы с вредителями, которые сегодня пожирают урожай сельхозкультур в республике. Фермеры не могут даже получить кредиты...»
В резолюции говорится о создании «оргкомитета по проведению акции протеста против Говорова Сергея Анатольевича у дома правительства КБР 30 октября».
Артур Техажев
"Газета Юга"