На собрании членов Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяй­ственных кооперативов КБР и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов и лич­ных подверни (АККОР) рес­публики критике подвергли министра сельского хозяй­ства Кабардино-Балкарии Сергея Говорова.

Президент Союза крестьян­ских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Зоя Аликаева назвала конференцию «вынужденной»:

- В 2015 мы обратились к новому министру сельского хозяйства Говорову с рядом предложений. Одним из пунктов было сделать требования для фермеров на получение господ­держки четкими и понятными для любого. Но политика про­зрачности и открытости Говорову сразу не понравилась. После этого он меня уже не при­нимал. В 2016 меня просто уда­лили из конкурсной комиссии, не сказав ни слова... В 2017 я еду на съезд фермеров — и меня вычеркивают из списков, о чем я узнаю уже в Москве. Это была работа Говорова. Через два дня я попала на прием к начальнику департамента минсельхоза РФ и в течение пяти минут по телефонному звонку была вос­становлена в членах комиссии... Сегодня, кстати, я лично приго­товила приглашения Говорову, замминистра Водахову, началь­нику отдела финансов, эконо­мики и господдержки Минсель­хоза Кулаковой — тем, которые творят в Минсельхозе что хотят. Почему их нет?

Зоя Аликаева рассказала об опыте работы членом конкурс­ной комиссии Минсельхоза по предоставлению субсидий:

- Денежные средства, кото­рые приходят в министерство сельского хозяйства КБР... Это примерно 800 млн, даже боль­ше. Из них Говоров самолично выделяет только 80 млн на раз­витие сельского хозяйства КРС. Вы же понимаете как сельские люди, что стратегическим про­дуктом являются не сады и ого­роды, а именно мясо. Так вот, на него выделяется из общей суммы 10 процентов. А из этих 10 процентов - я не то чтобы национальный вопрос подни­маю - балкарцы получают 10 процентов. То есть из общего числа денежных средств они получают 1,3%...

Беспредел и безнаказан­ность Говорова и его людей не имеют никаких границ. Товарищ приходит на должность, убирает всех и ставит своих родственников, земляков... Кулакова - его бывший бухгалтер, замначальника отдела Штымов - бывший подчиненный... Но этого ему мало — теперь в комиссию включают 50 процентов работ­ников Минсельхоза. Еще где-то пять-шесть человек из комиссии мы вообще не видели.

Я единственный член комис­сии, который каждый день при­ходил туда, как на работу. И единственный член комиссии, который не имел пропуска. Это делалось специально, и я каж­дый день 15-20 минут тратила на то, чтобы подняться наверх. То есть если я пришла, то все знали, что я там и что надо при­брать.

Я официально заявляю, что все документы, которые вы сдаете, валяются в прямом смысле на полу в коробках у начальников департаментов в открытом доступе. Но некоторые лежат в кабинете у Кулаковой, Водахова под ключом. А в том кабинете, где мы могли прове­рять документы, сидела я и члены комиссии от АККОР - все. Как-то я у одного товарища спросила: «Вот у нас там 80 документов из двух районов. Я целыми днями сижу, голову поднять не могу. А вы 200 доку­ментов уже проверили... Но вы ни разу здесь не сидели...» Другие документы не смотрят вообще. Берут и смотрят только те, которые их интересуют..

Когда в 2017 меня заставил Минсельхоз России включить в комиссию, я увидела документы - штуки четыре, валявшиеся на по­доконнике. Мне ответили, что это кооперативы. На развитие КРС по всей республике Говоров вы­деляет 80 млн, а на 4 кооператива - столько же. Я просмотрела эти четыре кооператива. И выяснила, что ни одной копейки они не за­платили государству. То есть у них нет документов о том, что они получали зарплату. Дальше я выяс­няю, что у них нет никаких обо­ротных средств. Ну, и самое инте­ресное: все четыре кооператива по 129 федеральному закону являют­ся несуществующими. Но я ничего не говорю, и мы едем смотреть эти кооперативы.

Один в Герменчике: два огром­ных фруктохранилища, которые построены за государственный счет, и третье фруктохранилище они хотят тоже построить за госу­дарственный счет. Я говорю, что надо третье строить на прибыль с тех двух фруктохранилищ. На что товарищи, очень агрессивно на­строенные, спрашивают мою фа­милию...

Дальше мы поехали в Лечинкай. Показывают зернохранили­ще, в котором собираются делать варенье. Я говорю: «А где вы здесь варенье будете делать? Вам, чтобы отапливать это помещение, надо миллионы платить». Кулакова на­чала бегать: «Она всегда придира­ется. Успокойтесь...»

В Каменномостском собра­лись делать бойню. Чистое поле- вы знаете, что у них должно быть 70% оборотных средств. Спраши­ваю: «А зачем нам бойня? У нас что, столько скота, что нужно резать та­кое количество?» У нас, не дай бог, конечно, человек умрет - хорошую скотину выбрать тяжело.

И четвертый кооператив-мясо­комбинат в каком-то закутке, где мясо неизвестного происхождения, а в трех метрах колбасу делают.

На второй день предлагают го­лосовать за кооперативы. Я встала и говорю: «Уважаемые члены ко­миссии, я хочу знать, за что вы го­лосуете. Мало того, что все четыре кооператива абсолютно нецеле­сообразны, они еще по 20-30 млн хотят. Еще и несуществующие...» Только угроза, что я пойду в проку­ратуру и это так не оставлю, заста­вила отложить решение. Эти день­ги перевели для КРС, и люди полу­чили уже не 80 млн, а 130.

Месть Говорова была беспо­щадна. В последний день года должны были проголосовать по фермерам из Эльбрусского района, у которых были проходные баллы. Не знаю, с чего Говоров взял, что я из Эльбрусского района, но в 4 часа дня встает Кулакова и гово­рит, что у этих всех фермеров нет трех лет работы. Я объясняла чле­нам комиссии, что они принимают незаконное решение, что я буду жаловаться в прокуратуру. Но 11 че­ловек практически уничтожают Эльбрусский район. Где получали по 29-30 человек, дали всего 5-6...

По мнению Зои Аликаевой, в  Кабардино-Балкарии «умышлен­но организовывается непропорциональное развитие сельского хозяйства»:

-Кандидатские диссертации за­щищают, что это неправильно, не­нормально - сажать сады на зем­лях, где должна расти пшеница, которая необходима для того, что­бы мы могли вырастить скот и кор­мить народ. Это стратегический продукт. А яблоки должны выра­щиваться на склонах, где неудоб­но конкретно заниматься сельским хозяйством. Но у нас вы понимае­те, что творится. А знаете почему? Потому что Говоров с 280 тыс. суб­идии сделал 980 тыс. на каждый гектар. Есть люди, которые получа­ют по 100 миллионов. И когда я на­чала требовать: «Выдайте реестр выделения денежных средств»,- у Жарикова глаза на лоб вылезли. Они не дают...

8 июля в интернете публикует­ся сообщение, что принимают до­кументы по садам. А уже 11 июля выбирают400 млн. Спрашивается, каким образом в пятницу вечером, узнав о том, что только докумен­ты принимаются, в понедельник уже выбирают 400 млн? Тем более один документ нужно пять дней получать, вы же прекрасно знаете. Каким образом эти люди знают? Очень просто. Есть человек, кото­рый их обзванивает - своих людей...

Аликаева заявила, что многие получатели субсидий были неза­конно подвергнуты уголовному преследованию:

- Более ста человек, по моим данным, осуждено. У них отобра­ли денежные средства, сделали их мошенниками по основанию, что у них якобы было ООО менее трех лет. Все это делается с подачи Мин­сельхоза. Я сделала за свой счет лингвистическую экспертизу по­ложений законодательства... Ни о каких трех годах речи нет. Хочу, чтобы вы всем передали, кого зна­ете, кого осудили, что пусть идут, мы все соберемся... Они, бедные, не знают, что их незаконно осуди­ли.

По словам Зои Аликаевой, 30 сентября она побывала на приеме у нового прокурора республики:

-Уже 2 октября следственный комитет, который мне всегда писал, что причин для реагирования нет, сообщил, что, оказывается, есть дискриминация фермеров, меня незаконно убирали из комиссии, и действия в отношении Эльбрус­ского района тоже незаконны... То есть какие-то подвижки есть. Бу­дем надеяться, что мы себя будем чувствовать в нашей республике не быдлом, а гражданами, кото­рые могут жить по-человечески и кормить детей.

Представитель АККОР КБР Каз­бек Кардангушев сообщил, что с участием Минсельхоза республики его незаконно отстранили от руко­водства организацией:

Потому что, по нашим дан­ным, Кабардино-Балкария сто­ит на самом последнем месте по фермерам. У нас нет заводов, фабрик - все рухнуло, только сельское хозяйство осталось. И за счет его республика как-то по статисти­ке выживает. А по сути скота нет у населения...

Если ты недоговариваешься в кавычках, тебе никаких субсидий не дадут. Такой коррупционной системы в Минсельхозе я никог­да не видел, а я работал с 12 мини­страми. У нас единственный Мин­сельхоз, который сидит в админи­страции главы. В КНР, Осетии, Да­гестане - везде они в отдельном здании. То есть доступны для на­рода. А тут ни один фермер туда не заходит. Звонишь: «По какому вопросу?» Если не нравится, тебя не пускают... Понятно, что Говоров доработал свое уже в республи­ке. Надеюсь на то, что новый ми­нистр придет скоро и услышит на­род... У нас один фермер из Кенже, Джаппуев уехал в Подмосковье.

Мы бились, чтобы ему дали пол­гектара земли для постройки фер­мы. Два года бились, ему ничего не дали. А у него корова в сутки дава­ла 50-60 литров молока, он окон­чил в Москве Тимирязевскую ака­демию. Вот такие люди от нас уез­жают. А в Минсельхозе спят и это­го не видят. Для них главное-это распил федеральных денег.

Присутствующие проголосо­вали за резолюцию, в которой со­держится обращение к президенту РФ, полпреду в СКФО и главе КБР. В ней отмечается, что по ситуации в фермерском секторе КБР «стоит на последнем месте в России»: «В прошлом году начинающие фер­меры получили всего по 395 тыс. руб, —и при этом заставили всех получателей создать одно рабочее место. В течение 5 лет по расчетам всех платежей фермер должен вернуть государству около 600 тыс. рублей. Это получается кредит под большие проценты. А грант - это стоимость двух фуражных ко­ров. Семейные фермеры получили 1 млн 200 тыс. руб., тогда как в РФ начинающим фермерам в сред­нем выделяется 1 млн 800 тыс., а семейным хозяйствам-5-6 млн. В Северной Осетии - Алании начинающим фермерам дают по 3 млн, семейным -до 30 млн. В КЧР на­чинающие фермеры получают по 2-2,5 млн, семейные-5-10 млн».

Отмечается, что «в течение 2016-2018 годов на фермеров КБР возбуждено около 150 уголовных дел». Деятельность Говорова, по мнению авторов резолюции, на­правлена на раскол фермерско­го движения: «Каждые две недели проходят фермерские собрания, которые он раскалывает, натрав­ливает друг на друга. Вся его ра­бота за более чем 4 года заключа­лась в борьбе против фермерских объединений. Субсидии получают только избранные. Министр за­нят только распилом федераль­ных денег. Ему нет дела до вопро­сов пастбищ, страхования урожая, градобития и борьбы с вредите­лями, которые сегодня пожирают урожай сельхозкультур в респу­блике. Фермеры не могут даже по­лучить кредиты...»

В резолюции говорится о соз­дании «оргкомитета по проведе­нию акции протеста против Гово­рова Сергея Анатольевича у дома правительства КБР 30 октября».

 

Артур Техажев

 "Газета Юга"


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1630
Кол-во просмотров материалов
10759525