Драма адыгского народа еще далеко не осознана в коллективном сознании адыгов.
Современные адыги, проживающие на исторической родине, занимают пять административно-территориальных единиц: КБР, КЧР, Адыгея, Шапсугский район, Маздокский район. Все зги территории разделены между собой, а районы относятся к разным республикам: КБР, КЧР, Адыгея - самостоятельные субъекты РФ, Шапсугский район относится к Краснодарскому краю, Моздокский - к Северной Осетии. (Мы уже говорили о том, что 90% адыгов проживают за пределами исторической родины на территории более пяти десятков государств). До Русско-Кавказской войны все адыгские субэтносы занимали единую территорию, и это давало возможность осознания целостности этноса.
Как бы повторяя раздробленную современную территориальную модель, сознание адыгов больше не ассоциируется с единым народным образом. До сих пор многие кабардинцы, шапсуги, абадзехи и другие представители разных адыгских субэтносов убеждены, что между собой никак не связаны. Некоторые до сих пор не знают, что адыгов разделяет лишь территория. Много раз, знакомясь с соотечественниками, когда речь заходила о национальной принадлежности, они уточняли: «Я не кабардинец(ка), а черкес(шенка)». Что же произошло с исторической памятью?
Разделение на адыгейцев, кабардинцев и черкесов невольно или намеренно привело к совершенной путанице. Этнонима адыгейцы никогда не было, ныне оно объединяет несколько западно-адыгских субэтносов. «Новый» этноним совершенно произвольно основывается на эндо-этнониме адыги, так как сами себя называют все адыгские субэтносы. Название черкесы - общее для всех адыгов, оно включает 11 западных субэтносов и один восточный -кабардинцев. Давать же название «черкесы» адыгам, проживающим в КЧР (они преимущественно - кабардинцы и бесленеевцы), совершенно неверно, ведь, как мы уже сказали, черкесы - общий экзоэтноним адыгов, именно так их издавна зовут во всем мире... Ошибочные этнонимы довершают объективное разъединение единого народа на уровне общественного сознания. Они приводят к искажению национальной идентичности, давая неверные фрагментарные представления о собственном этносе. Ситуация усугубляется тем, что в советское время оказалась практически «стертой» информация о Русско-Кавказской войне. В результате несколько поколений адыгов выросло и сформировалось в духе абсолютного исторического вакуума и изоляции.
Принцип порочной национальной политики царизма стал перманентным и обрел устойчивый status quo: в эпоху столетней колониальной войны - предваряющая дискредитация северокавказских народов для оправдания их последующей колонизации, в советскую эпоху - политика абсолютной информативной изоляции и утаивания, идеологических репрессий, которые сменили кровавый сталинский режим, в эпоху так называемой демократии продолжалась инерция замалчивания, что теперь, в затянувшийся период анархического капитализма, обернулось терроризмом и новыми войнами на территории Северного Кавказа. В преддверии Олимпиады мы наблюдаем новый этап усиления этой широкомасштабной информационной войны, главными задачами которой являются усилия по ликвидации следов Русско-Кавказской войны. Этой цели подчинены все средства, в том числе, грубая (и негрубая) фальсификация истории, замалчивание самого факта физического существования современных адыгов (черкесов), а также, очевидно, целый набор изощренных методов, невидимых для непосвященного глаза. Одним из них является использование ошибочных этнонимов. Ведь называя «осколки» одного этноса «разными народами» гораздо проще достичь желаемого результата. Именно эта задача осуществляется путем искажения этнонимов, нарушающих представление о реальной целостности адыгского этноса в сознании как самих адыгов, так и их широкого окружения. Таким образом, разъединение оказывается тотальным.
Перелом в сознании масс, ожидаемый после завершения колониальной войны, отозвался с вековым опозданием, а потому обрел особенно тяжелые деструктивные последствия. Но в целом верное историческое понимание не может быть достигнуто, пока нет ясного представления и знания о самих адыгах.
Для формирования адекватного представления об адыгском этносе, необходимо упразднить неправильные этнонимы, которые до сих пор дезинформируют в первую очередь самих адыгов. Следует незамедлительно вернуть старьте этнонимы, которые смогут правильно отражать истинную этническую структуру народа.
источник: "В поисках утраченного смысла..."(Публицистика) Нальчик 2013 г.